История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Самоходные гиганты фюрера

Военные историки давно уже обратили внимание на неуемную страсть Гитлера к гигантомании. По замыслу фюрера, у возглавляемого им Третьего рейха все должно было быть «самое-самое». Поэтому многие рождённые сумрачным германским гением образцы боевой техники были огромными. .. и бесполезными.

Одним из таких созданий немецких конструкторов оказалась построенная в самом начале Второй мировой войны 600-миллиметровая самоходная мортира Gerat 040 - изделие 040. По имени своего «крестного отца» - генерала артиллерии Карла Беккера - она получила более распространенное название «Карл».

От «Адама» и «Евы»

Самоходная мортира «Карл»

История этой гигантской мортиры началась в 1935 году с разработки фирмой «Рейнметалл-Борзиг» нарезного миномета калибра 600 мм, который мог выпускать снаряды весом до 4 тонн на расстояние немногим более 1000 м. Дело в том, что после отказа нацистской Германии от ограничений Версальского договора фюрер стал готовиться к реваншу. Ему, участнику Первой мировой войны, на всю жизнь запомнились кровопролитные бои на Западном фронте, когда немецкая пехота несла огромные потери, пытаясь прорвать оборонительные укрепления войск Антанты. Чтобы это не повторилось во время новой войны, а Гитлер ясно дал понять, что она не за горами, было решено изготовить орудия большой мощности, снаряды которых сокрушили бы вражеские форты и узлы обороны на линии Мажино.

Опытный образец подобного орудия был изготовлен в 1937 году. Огромная мортира, весившая около 55 тонн, могла забрасывать двухтонные гранаты на расстояние до 3000 м. Но у артиллерийской системы были существенные недостатки - громоздкость и длительное время подготовки мортиры к стрельбе. Поэтому в том же году начались работы по созданию для нее самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 тонн. А после получения конструкторами орудия задания забронировать лафет масса артиллерийской установки поднялась уже до 126 тонн.

Также было решено модернизировать ствол орудия, доведя его длину до 5108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4000 м. Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года. Затем с ноября 1940 года по август 1941 года построили небольшую партию самоходных установок.

Всего фирмой «Рейнметалл-Борзиг» было изготовлено шесть самоходных мортир. Поскольку установки были штучными изделиями, каждая из них получила собственное имя. Шести орудиям были даны следующие имена: I - Adam («Адам»), позднее переименована в Baldur («Бальдр»), II - Eva («Ева»), позднее переименована в Wotan («Вотан»), III - Odin («Один»), IV - Thor («Тор»), V - Loki («Локи»), VI - Ziu («Циу»).

В ноябре 1940 года первая мортира «Адам» была передана в войска. До середины апреля 1941 года были сданы три самоходные установки - «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа еще две мортиры - «Локи» и «Циу».

По некоторым данным, существовала также седьмая установка, названная именем Fenrir («Фенрир»), однако она использовалась в основном для испытаний на артиллерийском полигоне и не применялась в боях. Возможно, под этим именем фигурирует установка-прототип, построенная в мае 1940 года.

Единственная в своем роде

Артиллерийская часть этой единственной в своем роде артиллерийской установки машины представляла собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса. Ствол мортиры - моноблок. Замок клиновой горизонтальный с цилиндро-призматическим клином. С помощью подъемных механизмов обеспечивалось достижение максимального угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°. Механизмы наводки приводились в действие вручную. Для погашения сильной отдачи мортиры была разработана двухступенчатая система отката: при выстреле происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины.

Для стрельбы для самоходной мортиры были разработаны легкий и тяжелый бетонобойные снаряды весом 1700 кг (в том числе 280 кг взрывчатых веществ) и 2170 кг (из которых 348 кг взрывчатых веществ), а также фугасный снаряд (Sprenggranate) массой 1250 кг (из которых 460 кг взрывчатых веществ).

Бетонобойный снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с, стрельба им велась на дальность 6700 метров. Максимальное время полета снарядов составляло 49 секунд. Из-за такой низкой скорости полета снарядов мортиры их можно было наблюдать в полете, поэтому их часто принимали за минометные мины крупного калибра.

Скорострельность орудия составляла один выстрел в десять минут.

Боекомплект орудия составлял восемь выстрелов раздельно-гильзового заряжания (заряд постоянный) и перевозился на транспортерах боеприпасов, специально сконструированных на базе танка PzKpfw IV. Каждый транспортер имел 2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На лотке помещалось три снаряда.

В 1943 году по крайней мере две мортиры («Локи» и «Тор») после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые 540-мм стволы 11,5 калибра. После модернизации установки стали обозначаться Gerάt 041. Снаряды этих мортир массой 1580 кг (бетонобойный) и 1250 кг (фугасный) выстреливались на дальность до 10 400 м. В остальном характеристики установки остались без изменений. По имеющимся фотографиям можно предполагать, что такими стволами было перевооружено по крайней мере три мортиры (то есть «Локи», «Тор» и некая третья).

Большим недостатком была низкая живучесть стволов самоходной мортиры - после 35 выстрелов ствол нужно было менять на новый.

Уникальной особенностью этого орудия являлось наличие у него гусеничной части, с помощью которой орудие могло самостоятельно передвигаться на короткие расстояния со скоростью до 10 км/ч. Конструктивно ходовая часть представляла собой гусеничную машину со сварным броневым корпусом, усиленным ребрами жесткости. В носовой части корпуса был установлен 12-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz 507 мощностью 750 л. с. и гидромеханическая трансмиссия с тремя включаемыми по очереди гидротрансформаторами. Двухступенчатый планетарный механизм поворота оборудован пневматическим сервоприводом. Непосредственно ходовая часть серийных машин несколько отличалась от ходовой части прототипа и применительно к одному борту состояла из одиннадцати опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской, пяти поддерживающих роликов, ленивца заднего расположения и переднего ведущего колеса. Ширина гусеничной ленты цевочного зацепления составляла 500 мм, площадь опоры - 7 квадратных метров.

Для обеспечения необходимой устойчивости при стрельбе машина перед стрельбой опускалась днищем на грунт. Для этого торсионная подвеска опорных катков гусеничной ходовой части была связана с расположенным в корме механизмом опускания машины на грунт. Приводимый в действие от двигателя редуктор посредством рычажной системы поворачивал на определенный угол противоположные балансирам концы торсионов. Перевод машины из походного положения в боевое (с опусканием машины на землю) занимал десять минут.

Используя самоходный лафет, мортира могла самостоятельно маневрировать со скоростью до 10 км/ч, однако запас хода установки был весьма ограничен. При перевозке по железной дороге артустановка подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе машина перевозилась в разобранном виде на трейлерах. С этой целью установка разбиралась на четыре части. При этом самоходный лафет устанавливался на шестиосный трейлер, а для перевозки остальных частей использовались три четырехосные платформы.

Расчет мортиры насчитывал 12-18 человек (водитель размещался в закрытой бронерубке, остальные размещались открыто). Общая же штатная численность личного состава, закрепленного за каждой артустановкой, включая экипаж машины для транспортировки боеприпасов, железнодорожного спецсостава, передовых наблюдателей, корректировщиков и связистов, составляла 109 солдат и офицеров.

От Бреста до Варшавы

Самоходные мортиры «Карл» состояли на вооружении 628-го и 833-го дивизионов артиллерии особой мощности вермахта (по три орудия в каждом дивизионе). Позднее одна мортира была передана из 628-го в 833-й дивизион, в котором сформировали две батареи по два орудия. Тактически орудия этого типа предназначались для разрушения сильно укрепленных фортификационных сооружений, в частности фортов французской линии Мажино.

Однако из-за скоротечности французской кампании машины так и не были применены для ее штурма - к окончанию кампании был готов только прототип машины, да и штурмовать линию Мажино в конечном итоге не понадобилось.

1-ю батарею 833-го дивизиона («Адам», «Ева») доставили в расположение 17-й армии (группа армий «Юг»), а 2-ю батарею («Тор» и «Один» и 36 снарядов) перевезли в Тересполь и придали группе армий «Центр». Батарея должна была участвовать в штурме Брестской крепости.

22 июня 1941 года орудие «Тор» выпустило три снаряда. Трудности возникли при подготовке к четвертому выстрелу, выстрел произвести не удалось. Мортира «Один» выпустила четыре снаряда, пятый выстрел сделать не удалось из-за дефекта снаряда. Разрядить оба орудия с заклиненными в казенниках снарядами удалось к вечеру 22 июня.

23 июня «Один» выпустил семь снарядов, «Тор» не стрелял по причине поломки. Утром 24 июня «Тор» произвел одиннадцать выстрелов, «Один» - выпустил шесть снарядов. Всего был израсходован тридцать один снаряд. Осталось пять снарядов, три из которых не могли быть использованы для стрельбы.

В дневнике начальника немецкого генштаба Гальдера за 24 июня 1941 года значится выдача указаний генералу артиллерии Бранду - выяснить эффективность огня установок «Карл» по району Бреста. 28 июня отчет генерала Бранда был озвучен, действие артиллерийских систем «Карл» было признано весьма эффективным.

После взятия Брестской крепости удалось установить, что бетонные бункеры прямых попаданий не получили. Размер воронок в грунте в радиусе 15 метров, в глубину 5 - метров. Два снаряда не разорвались. При взрыве облако дыма и пыли поднималось на высоту 170 метров.

1-ю батарею, действовать которой предстояло в составе 4-го корпуса 17-й армии, доставили по железной дороге к Перемышлю. Двигаясь уже своим ходом к огневым позициям, одна из самоходок - «Ева» - потерпела аварию (сломалась гусеница) и в боях не участвовала. Мортира «Адам» выпустила лишь четыре снаряда против советских фортификационных укреплений, так называемой линии Молотова, сопровождая своим огнем атаку 295-й пехотной дивизии. Кстати, охрану позиций «Карлов» поручили роте из состава этой же дивизии.

В рапорте от 23 июня 1941 года командование корпуса отметило отсутствие необходимости в дальнейшем использовать батарею «Карлов», обратив внимание на технические трудности использования этих самоходных орудий. В итоге 1-ю батарею отправили обратно в Германию.

Интересным является тот факт, что одну мортиру (скорее всего, «Адама») после ремонта отправили... в Тересполь для показа Бенито Муссолини, находившемуся в то время на Восточном фронте.

4 марта 1942 года поступил приказ об отправке батареи «Карлов» («Тор» и «Один») на Восточный фронт в район Севастополя в распоряжение 11-й армии. 25 мая штаб 54-го корпуса доложил о выбранных для обстрела мортирами целях: форты «Максим Горький» (30-я бронебашенная береговая батарея) и «Бастион» (командный пункт 30-й батареи). Расстояние от места выгрузки до огневых позиций составляло 3,5-4 км, самоходки преодолели его ночью под прикрытием самолетов, заглушавших к тому же шум работы мощных двигателей.

Со 2 по б июня установки «Карл» выпустили по указанным целям («Максим Горький» и «Бастион») восемнадцать тяжелых снарядов - 2 июня выпущено два снаряда, 6 июня - шестнадцать. Еще пятьдесят четыре тяжелых снаряда было израсходовано 7 июня. 9 июня мортиры выпустили пятьдесят легких снарядов. 13 июня батарея «Карлов» была перемещена в полосу действия 132-й ПД. На батарею к концу июня подвезли боекомплект - двадцать девять тяжелых снарядов и пятьдесят легких. 30 июня «Карлы» израсходовали все пятьдесят легких снарядов, а к 1 июля - двадцать пять тяжелых. Стрельба велась по городским кварталам и старым укреплениям. Так, 30 июня 1942 года «Карлы» сделали по Малахову кургану тридцать выстрелов с северной стороны.

В августе 1944 года установка «Циу» обстреливала Варшаву во время подавления Варшавского восстания.

В 1945 году мортиры под именами «Ева» и «Локи» были захвачены армией США. Установка «Адам» стала трофеем Красной армии (сегодня она находится в экспозиции Бронетанкового музея в Кубинке). Остальные три установки были, по всей видимости, уничтожены самими немцами.

Георгий ПЕТРОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     История оружия     Следущая