История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Крутятся диски

С появлением цифровых форматов аудиозаписи, казалось бы, пластинка должна была навсегда исчезнуть в прошлом. Ан нет - виниловые диски по-прежнему находят своих поклонников и продолжают выходить в тираж. Пусть и не такими массовыми, как 30-40 лет назад.

Долгое время единственным способом записи и воспроизведения звуков были музыкальные шкатулки. На металлический диск наносилась глубокая спиральная канавка, в которой делали углубления, расположение которых соответствовало характеру мелодии. Сам диск вращала пружина. Игла скользила по канавке, дергалась, попадая в ямки, и передавала вибрацию на мембрану, которая издавала звуки. Последовательность звуков превращалась в мелодию.

Секрет матрицы

Матрицы для производства виниловых пластинок

Только в 1857 году француз Эдуард де Мартинвилль изобрел фоноавтограф. Прибор состоял из акустического конуса и вибрирующей мембраны, соединенной с иглой. С его помощью Мартинвилль записал десятисекундный кусок народной песни. Сделал он это посредством процарапывания дорожек на плотной бумаге, вычерненной дымом от масляной лампы. Увы, изобретение француза никому не показалось интересным и было забыто.

Знаменитый Томас Эдисон, считающийся прародителем записи звука, разработал свой фонограф лишь спустя 20 лет после Мартинвилля - в 1877 году. В его основе был цилиндрический валик, обернутый оловянной фольгой (или бумажной лентой, покрытой слоем воска). Валик посредством пружины приводился во вращение, а резец (игла), скользивший по его поверхности, передавал все неровности на мембрану, издававшую звук. Причем неровности на валике были не в ширину дорожки, а в глубину. Но даже детище Эдисона не пошло в массы из-за сложности копирования записи, быстрой порчи валиков и ужасного качества звука.

В том же году независимо от Эдисона француз Шарль Кро научно изложил принцип записи звука на валик и его воспроизведения. По этим записям построил свой аппарат американский инженер Эмиль Берлинер. Правда, он заменил хромовый валик, использовавшийся Кро, на цинковый. А в 1887 году Берлинер решил использовать вместо валика диск - металлическую матрицу, с которой можно было делать сотни пластинок из более дешевого целлулоида.

Игле ведь безразлично, по какому материалу она будет скользить, - главное, чтобы ее вибрации передавались на мембрану.

Гиганты, гранды и миньоны

Также Берлинер отверг запись «ямок в глубину», используемую Эдисоном, и предложил поперечную. При этом способе игла оставляла извилистый след постоянной глубины. Этот принцип для пластинок остался неизменным и в XX веке, когда мембрану заменили на микрофон, преобразующий звуковые колебания в электрические. А вот скорость вращения диска, заданную Берлинером на уровне 78 оборотов в минуту, позднее замедлили.

В 1892 году был придуман метод гальванического тиражирования пластинок с позитива цинкового диска. Кроме того, появилась технология прессования грампластинок из эбонита посредством стальной печатной матрицы. Вот только эбонит был дорог, и на смену ему пришли пластинки из смеси шеллака, шпата и сажи (шеллак - воскоподобное вещество, получаемое из отходов жизнедеятельности тропических лаковых червецов). Шеллачные пластинки звучали лучше и были дешевле как целлулоидных, так и эбонитовых. Но они требовали бережного обращения, ибо были довольно хрупкими. Тем не менее пластинка из шеллака более чем на полвека стала основным носителем аудиоматериалов, и ее без преувеличения можно назвать матерью винилового диска.

Первые шеллачные пластинки выпустила в 1897 году американская фирма Victor. Тогда же установился стандартный размер грампластинок - 6,89 дюйма (175 мм) в диаметре, что выразилось в их названии - «семидюймовки». Первые пластинки проигрывались на скорости вращения 78 оборотов в минуту и имели большую ширину дорожки. Все это серьезно уменьшало длительность звучания, которая составляла около двух минут на одной стороне. Впрочем, двухсторонними пластинки тоже стали не сразу, а только в 1903 году, когда их выпустила фирма «Одеон».

В том же 1903-м стали выпускать и первые 12-дюймовые грампластинки, которые звучали целых пять минут. Чаще всего их использовали для записей отрывков классических произведений. Ну а спустя пару лет производители выпустили среднего размера диск в 10 дюймов. Так сложились три стандартных типоразмера пластинок - 12, 10 и 7 дюймов. Другие их названия - «гигант», «гранд» и «миньон», соответственно.

Интересна история появления другого термина - «альбом». Так как продолжительность звучания пластинок была невелика, то концерт исполнителя продавался комплектом из нескольких штук. Обычно пластинки упаковывали в картонные или кожаные коробки. Из-за похожести на фотоальбомы такие комплекты прозвали record albums («альбомы с записями»).

Из ширпотреба в элиту

В дореволюционной России было налажено массовое производство грампластинок. Сначала их выпускали небольшие артели, потом в 1902 году появилась фирма «Пишущий амур» - филиал компании Grammophone. А в 1910 году бизнесмен из Германии Готлиб Молль открыл в подмосковной Апрелевке фабрику «Метрополь-рекорд».

Уже в 1911 году она выпустила рекордный тираж - 400 тысяч дисков, разошедшийся по всей империи. После 1917 года фабрику национализировали, но после некоторого простоя она продолжила работу. А с 1964 года вошла в состав Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия». Первые годы советской власти предприятие выпускало на пластинках в основном не музыку, а революционные речи лидеров большевиков.

В конце 1920-х годов произошла небольшая революция: запись на мастер-диск стали производить не через рупор, а электроакустическим методом - через микрофон. За счет уменьшения искажений частотный диапазон расширился, что изрядно улучшило качество звучания пластинок. В 1948 году монстр американской грамзаписи - компания Columbia - вывела на рынок долгоиграющую пластинку Long Play (LP). Увеличенное время звучания было достигнуто в основном за счет уменьшения частоты вращения с 78 до 33 оборотов в минуту. Пойти на такой шаг компанию заставила не любовь к потребителю, а конкуренция с магнитофонными лентами.

Этой же конкуренции аудиофилы обязаны и появлением нового материала для пластинок - винилата (поливинилхлорида). Он был лишен главного недостатка шеллачных пластинок - хрупкости, а также был более устойчив к царапинам и повреждениям, и самое главное - позволял записывать звуки более широкого диапазона, нежели магнитная лента. Все эти преимущества винила отсрочили уход пластинок с полок магазинов.

В СССР первую виниловую пластинку на 78 оборотов выпустили в 1950 году. Вскоре появились долгоиграющие диски со скоростью 33. СССР одним из последних в мире прекратил в 1971 году выпуск пластинок на 78 оборотов.

Спад производства грампластинок начался в конце 1980-х годов. Связано это было не с пресловутой магнитной лентой, а с появлением новых носителей - компакт-дисков, где запись производилась в цифровом формате посредством лазера. Такой диск был меньше, дешевле и имел более качественное звучание. В итоге массовый потребитель стал отказываться от виниловых пластинок.

Однако в среде аудиофилов не спешили прощаться с «пластами». Неприятие цифровой музыки в их среде стало признаком хорошего тона, а виниловая пластинка - настоящим фетишем. Когда массовый потребитель «наелся» цифровой музыки, то вновь вспомнил о старом добром виниле. Уже с середины 2000-х годов в США, Западной Европе, Австралии, несмотря на дороговизну виниловых дисков, начался рост их продаж. Продолжается он до сих пор. Так что виниловая пластинка опять в тренде.

Алексей МАРТОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Люди и вещи     Следущая